«Всё успеть, и не сойти с ума»
Как мы уже говорили в предыдущей статье: век многозадачности и быстрых
потоков медиа нас конкретно выбивают из русла. Вечные скроллы, игры, новости,
сообщения друг другу — всё это может происходить, к тому же, одновременно.
К сожалению, всё больше и больше становится правдоподобной информации и исследований, рассказывающих о пагубных последствий всей этой многозадачности. О всей этой попытке успеть всё и даже больше. В особенности, это влияет на нашу память. Профессиональным языком это называется «утоньшение префронтальной коры мозга». Во всяком случае, этому стоит придерживаться, если верить главе Глобального Совета Лидерства — консалтинговой фирме по коучингу. Вот, что он говорит по этому поводу: «То есть, часть вашего мозга отвечающая за концентрацию на чем-либо — то, что мы в нейробиологии называем исполнительной функцией, которая также отвечает за планирование и принятие решений — просто поджаривается. Многозадачность нейротоксична».
Подобные слова неприятно читать, оказываясь
невольным пленником современности, особенно, когда ваша работа основывается на
многозадачности. Так что же делать с ней? Не убегать же?
Мы всегда говорим, что важна мера и комплексность в решении любой проблемы.
Говоря о мере, мы подразумеваем отсутствие крайностей. Не стоит выбрасывать
смартфон и начинать пользоваться кнопочным телефоном. Это не решает проблему, к
сожалению. А попытки в подражании культовой многозадачности Юлия Цезаря вас
лишний раз огорчат и все дела посыпятся из рук.
Гордон
Логан — профессор психологии Университета Вандербильта считает, что делать два
дела одновременно, несомненно, означает препятствовать одним делом другому. В
своё доказательство он приводит: «Если вам надо распознать буквы, и
одновременно они появляются перед вами, то времени будет потрачено больше на их
распознавание, нежели, когда они появляются по очереди».
Майкл Гарднер — профессор образовательной психологии в Университете Юты, говорит, что оценка своей многозадачности у людей, как правило, завышена. Большинству людей кажется, что они отлично справляются со своей многозадачностью, но в действительности, таких крайне мало. Вовсе 1% населения Земли решает множество задач, не теряя качество их итогов. Профессор даже склонен к выводу, что эта способность генетическая. Что научиться этому, не получиться. Может быть и так. Но это ещё ни о чем не говорит.
Что же
делать нам с вами? Всё просто.
1) Фокусируйтесь
короткими порциями. Необходимо воспитать в себе привычку поэтапного решения
задач и отучиться переключаться с вкладки на вкладку. Тот же профессор Гарднер
советует выделять минут 15 на одну задачу, прежде чем вы переключитесь на
какую-либо другую. Просто 15 минут не делайте чего-то ещё. Лишь 1 задача и вы.
Это лишь для начала 15 минут. В среднем, профессор считает, каждый должен уметь
сосредотачиваться на задачи хотя бы 1 час.
2) Выключите оповещения. Эта проблема стоит в первых рядах. Уведомления могут выбить из продуктивного рабочего процесса кого угодно. Забудьте о многозадачности, если вы отвлекаетесь даже на рабочие оповещения.
Гарднер исключительно прав в следующих мыслях: «Вокруг всегда происходят важные
дела, требующие вашего внимания, и вы боитесь пропустить их. Но проблема в том,
что 90% вашего времени ничего такого не происходит. А вы всё равно проверяете
свои оповещения».
Помните,
что действительно важные дела достанут вас через звонок. А мессенджеры, почты и
соц сети — подождут.
3) Проверяйте
почту/мессенджеры/соц сети раз в час. Если вы знаете, что ничего важного в
конкретный период не должно прийти из сообщений, спокойно отложите мысль
проверять их. Вы можете решить с коллегами, когда за день им понадобится связь
с вами. В остальное же время попросите их не отвлекать вас от работы. Это не
только в ваших интересах, но и в
интересах компании, для которой вы трудитесь.
Даже начальнику не обязательно отвечать моментально. Ведь он вас нанял для труда, а труд требует концентрации и внимательности. Дайте понять, что поставленная руководством задача требует больше внимания, чем постоянные отвлекания на сообщения, из-за которых задача выполняется менее качественно. Если это не озвучить, останутся недопонимания. Вы либо выполняете задание, либо бдите в ожидании сообщений, отвечая на которые сбиваете мысли с основного задания.
4) Держите
в браузере как можно меньше вкладок. Если вы забыли что там за вкладка или это
вкладка почты/соц сети, которую всегда можно открыть заново и ничего не изменится
— закройте её. Лучше выпишите интересующие вас запросы на бумажный носитель,
вроде блокнота или стикеров и в свободное время изучите то, что вы так желанно
откладываете. В таком случае, важность вкладки увеличиться, в отличие от
простого добавления в избранное.
5) Утолщайте
префронтальную кору мозга осознанностью. Пусть каждое ваше действие будет
осознанно. Сфокусируйтесь лишь на нём. Остальное вокруг начнёт исчезать. Это
похоже на медитативную практику (о котором мы непременно расскажем в следующих
статьях). В медитации ваша цель держать концентрацию осознанного дыхания,
осознания себя в данный момент и одной мысли, с которой вы не должны сбиваться,
чтобы успокоить своей сознание и нервную систему.
Спрашивайте себя постоянно: «Что на данный момент, по-настоящему важного, я
должен сделать?» Выстраивайте также приоритеты. Фокусировку можно тренировать
даже прогулкой по району: переставайте в этот момент думать о рабочих процессах
— сконцентрируйтесь на отдыхе. Ощутить отдых — крайне интересное занятие,
которое приведет вас к большему пониманию своего тела и сознания. Ваших точек
соприкосновения точно станет больше.
Спасибо всем, кто дочитал стать. Желаем вам гармонии и продуктивности в одном
лице. Алоха!